Get Adobe Flash player

Институциональная модель

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«ЦРР - детский сад № 266»

Индустриального района г. Перми

________________________________       __О.Г.Троцюк

 

 

 

 

 

 

Институциональная модель дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад № 266» г.Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2014 год

 

  1. МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 266» г.Перми

Троцюк Ольга Григорьевна, заведующий, 229-75-01 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Потураева Ольга Анатольевна, заместитель заведующего по УВР, 8-904-84-909-14, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  1. Перечень элементов, предполагаемых включить в модель ДОУ в 2014-2015 году.

Модель системы краткосрочных образовательных практик

Характеристика элемента.

Краткосрочные образовательные практики - это непродолжительный по времени (от 4 до 8 академических часов) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач образовательной программы и имеющей своим результатом продукт деятельности или навык ребенка, выбранный на определенный отрезок времени ребенком и (или) его семьей.

Цель создания и реализации системы краткосрочных образовательных практик по выбору – расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержания своего образования, становясь субъектом образования.

 

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ АПРОБАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

  1. Выход ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Родитель выступает в роли заказчика, участника и ответственного лица за образование своего ребенка и вправе выбирать форму и объем получения образования из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
  2. Выход приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основной целью ФГОС является социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста через создание социальной ситуации развития ребенка. Таким образом, образовательному учреждению необходимо создать условия для индивидуального развития и самоопределения воспитанника к завершению дошкольного возраста.
  3. «Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года» - которая направлена на обеспечение инновационного развития отрасли образования на основе вызовов современного общества с учетом муниципальных особенностей в предоставлении услуг дошкольного образования.
  4. «Атлас новых профессий» (автор: Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления Сколково; Москва 2014г.) - позволяющий увидеть перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет. Помогающий понять, какие отрасли будут активно развиваться, какими знаниями, умениями и навыками должны обладать наши дети, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире и какие новые специалисты потребуются работодателям.

«Отжившая свое» система дополнительного образования в ДОУ, программы которой рассчитаны на несколько лет обучения. У детей и родителей отсутствует возможность разнообразия направлений для выбора и определения интересов и способностей воспитанников. Краткосрочные  образовательные  практики  (КОП),  на  наш  взгляд,  смогут  стать альтернативным средством, которое поможет решению проблем обеспечения вариативности и разнообразия содержания и форм образовательной деятельности, индивидуализации обучения, обеспечат условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

 

Наше дошкольное учреждение имеет высокую потенциальную возможность апробации КОП, так как для педагогического коллектива детского сада в составе 32 воспитателей и 6 педагогов-специалистов (1 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктор по физической культуре, 1 педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности) характерно разнообразие педагогических и личностных интересов, умений. Это доказывает тот факт, что педагогами ДОУ создано более десятка дополнительных образовательных программ по всем направлениям развития и образования детей.

 

Неслучайно нами выбран старший дошкольный возраст для реализации краткосрочных образовательных практик. Именно у старших дошкольников в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, их интересы выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Старший дошкольный возраст

– время активного социального развития детей, поэтому педагогу важно объединить детей на основе общности интересов или склонностей к определенной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен сделать выбор, отдать предпочтение тому или иному виду деятельности.

Таким        образом,   мы   считаем,   что   краткосрочные   образовательные   практики целесообразно и необходимо апробировать в нашем дошкольном образовательном учреждении в 2014-2015 учебном год

 

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

 

Кадровое

Подбор кадров для разработки КОП.

Определение ответственных за реализацию КОП из числа  воспитателей, специалистов и родителей ДОУ.

Методическое

Разработка программ КОП по каждому блоку

Приобретение необходимых для реализации КОП методических пособий и игрового оборудования нового поколения.

 

 

Нормативно-правовое

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ;

Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» от 30.08. 2013 г. № 1014;

Санитарно-эпидемиологические правила  и  нормативы  СанПиН  2.4.1.3049-13  (утверждены  постановлением государственного санитарного врача РФ 15.05. 2013 г. №26);

Разработка Положения о проведении КОП;

Разработка анкеты-заявления с родителями (законными представителями) на оказание образовательных услуг в форме КОП;

Внесение изменений в Положение о стимулировании педагогов (критерий «Реализация 1 и более краткосрочной образовательной практики»)

Издание приказа о назначении ответственных лиц за реализацию КОП, утверждение графика проведения КОП.

Процедурное

Реализация КОП будет осуществляться в течение календарного года по сезонам:

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Июнь-июль.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

 

КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

 

В 2014-2015 учебном году предполагается начать апробацию КОП во всех старших и подготовительных к школе группах.

В детском саду функционирует 20 дошкольных групп для воспитанников с 3-х до 7 лет. Общее количество воспитанников в возрасте с 3 до 7 лет - 531 человек.

Из них  3 группы старшие и 2 подготовительные к школе группы – общее количество воспитанников 114 человек.

 

К 1 сентября 2014 года (за летний период) воспитателями и педагогами разработано содержание и подготовлено методическое и дидактическое сопровождение.

 

 

Ежеквартально на первой неделе месяца (сентябрь, декабрь, март) дети и родители собираются по параллелям групп и получают информацию о том, какие практики стартуют в этом триместре. Встречи проходят отдельно для детей и родителей. Перед детьми выступает каждый педагог, «запускающий» КОП и в интересной доступной форме сообщает о том, чему научаться дети в рамках встреч. Целесообразно продемонстрировать детям краткие презентации содержания краткосрочных образовательных практик. Родителей информируют на родительском собрании (общем или групповом), где презентуются курсы, выдается перечень практик, доступно объясняется процедура выбора и оговаривается квота (максимально возможное количество для записи по каждой КОП). Семьям даются не более двух дней на выбор практик, желательно выходных, когда семья в полном составе может обсудить выбор.

 

Информация о «стартующем» перечне практик для каждой возрастной группы размещается на сайте ДОУ и отправляется на электронную почту родителям. Кроме того в группе размещается объявление для родителей о начале реализации краткосрочных образовательных практик и краткая аннотация к каждой из КОП.

 

На квартал дети и родители выбирают три практики, причем для каждой возрастной группы предлагается свой перечень краткосрочных образовательных практик (см.

 

Примерный реестр КОП в Приложении ).

 

Каждой семье выдается три полоски с фамилией и именем еѐ ребѐнка (по числу возможного выбора КОП), которые они должны вклеить в список каждого из трех выбранных краткосрочных образовательных практик.

Каждая КОП предполагает запись не более 24 человек в общем возрастном потоке, то есть для каждой отдельной группы число мест ограничено.

Существует риск, что одна или несколько краткосрочных образовательных практик будет пользоваться большим спросом у детей и родителей, поэтому намерены несколько раз запускать эту краткосрочную образовательную практику. С другой стороны, есть вероятность низкой востребованности  или отсутствие интереса к содержанию одной из КОП.

В этом случае практика либо не организуется вообще, или, при условии записи на неѐ не менее 4 детей (даже из разных групп) организуется со всеми детьми этого возраста.

Продолжительность каждой КОП 4-8 часов, занятия проходят 1-2 раза в неделю в зависимости от того, сколько вторых смен у педагога на текущей неделе. Педагог (воспитатель)

начинает встречу в рамках КОП в 12.00, когда дети приходят с прогулки, перед обедом.

Место проведения: групповая комната компьютерный класс, музыкальный и физкультурный зал (спортивная площадка), кабинеты: дополнительного образования, педагога- психолога, учителя- логопеда

Мотивация педагогов: внесение в Положении о стимулировании показателя «Ведения краткосрочных образовательных практик», его оплата в зависимости от количества детодней.

 

Форма проведения мониторинга деятельности и отчетность: анкетирование родителей и опрос детей по степени удовлетворенности КОП. Педагоги оценивают уровень освоения навыка детьми в конце каждой практики. Результатом овладения могут являться продукты детской деятельности.

 

Накопление методического банка: каждый педагог создает методический комплект для проведения КОП, а также представляет результаты своей деятельности по реализации курса

 

– конспекты, картотеки, дидактические игры, видео- и аудиоматериалы. Материалы хранятся в методическом кабинете.

 

 

.

План подготовки к реализации модели в 2014-2015 учебном году

 

Итоговый

 

Этапы

Виды работ

Срок

Результат

1.

 

Организационный

  • Разработка программ КОП в соответствии с модулями
  • Проведение «Презентация программ краткосрочных образовательных практик» (с привлечением родителей)
  • Приобретение игрового

оборудования нового поколения.

 

 

Июнь-июль

2014

Август 2014

Август - декабрь 2014

Июль- август 2014

 

Программы КОП по модулям

Утверждение программ КОП

Игровое

оборудование

 

2.

 

Основной

 

Реализация КОП

Анкетирование родителей.

 

 

Сентябрь- август 2014­-2015 года

Сентябрь- май

2014­-2015

 

100% охват детей старшего дошкольного возраста,

посещающих ДОУ;

составление

индивидуальных

образовательных

маршрутов на основе

пройденных КОП

Удовлетворенность

качеством

предоставляемых

общеобразовательных

услуг родителями

ДОУ не менее 90% по

результатам

анкетирования.

Активное участие

родителей в

образовательном

3. Итоговый
  • Оценка удовлетворенности заказчика услуг (рейтинг услуг)
  • Внесение изменений в программы, расширение ассортиментного ряда

Май-август 2015 года

Май 2015 года

Аналитическая справка

 

 

Перспектива развития модели до 2017 года

2015-2016

учебный

год

  • Расширение и обновление ассортиментного ряда КОП для старшего дошкольного возраста
  • Разработка и реализация краткосрочных программ дополнительных платных образовательных услуг для детей старшего дошкольного возраста (на основе КОП) для детей посещающих и не посещающих ДОУ
  • Разработка и внедрение КОП для среднего дошкольного возраста;

2016-2017

учебный

год

  • Расширение и обновление ассортиментного ряда КОП для среднего дошкольного возраста
  • Разработка и реализация краткосрочных программ дополнительных платных образовательных услуг для детей среднего дошкольного возраста (на основе КОП) для детей посещающих и не посещающих ДОУ
  • Разработка и внедрение тематики краткосрочных практик для  детей младшего  и среднего дошкольного возраста.

 

 

Календарь

Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
Разработка сайта iSeliverstov
Bosonojki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slantsy Sabo Dutiki Lunohody